среда, 20 марта 2019 г.

Практическое занятие № 6 Диагностика литературных способностей.


Практическое занятие 6
Диагностика литературных способностей.
Цель занятияприобретение навыков формулировки темы, основной мысли и идеи текста.
Формулировка темы и основной мысли – умение риторического характера, формулировка идеи – умение литературоведческого характера.

Задание.
1. Передать первое ассоциативное впечатление от прослушанного текста любым способом (нарисовать, написать и т.д.).
2. Определить тему, основную мысль и идею текста.


Примечание:
1. Обратить внимание на то, что текст воспринимается исключительно на слух и читается всего 2 раза: первый раз – перед выполнением 1-го (творческого) задания, второй раз – перед выполнением 2-го задания.
2. При выполнении 1-го задания необходимо не пересказывать текст, а излагать свои ассоциации.
3. Название данной новеллы не называется, чтобы студенты смогли сами определить тему текста.
Таблица 1.
ХУДОЖНИКИ
АНАЛИТИКИ
ФИКСАТОРЫ
АКЦЕНТОРЫ
преобладание художественных образов, зрительных картинок. Это целостное, личностное, эстетически развитое, творческое восприятие; встречается редко. (катарсис)
состредоточивание на том, как они воспринимают текст. В конце выдают общий вывод. Здесь включается мышление, но душа и сердце не задето. (мышление, анализ)
всё упорно фиксируют (через синонимы). Здесь просто констатируется то, что происходит, но не анализируется. Самый распространенный тип восприятия. (простая ориентировка в тексте)
акцент ставится на личном восприятии, нет связи с текстом. (частичное слышание себя, своей реакции на текст)
Если человек видит картинку, то может работать продуктивно. Он может переносить реалии в данный текст совершенно свободно – и это очень хорошо – вдвигает себя в картинку и описывает ее с точки зрения «Я вижу, я слышу, я чувствую».
Если человек сначала выдал свои впечатления, затем спокойно пересказал данный текст – это нормально, хорошо.
Если человек все упорно фиксирует – это не плохо, но бедновато.
Если человек замыкается только на личностном – это плохо, ибо текст для него становится несамоценен, человек подавляет текст.



Практическое задание
Внимательно прослушайте текст. После первого прочтения передайте свои ассоциации от услышанного любым способом, после второго прочтения сформулируйте тему, основную мысль и идею текста:
В О З В Р А Щ Е Н И Е
Я вернулся, я вошел в прихожую и оглядываюсь назад. Это старый двор моего отца. Посередине лужа. Какая-то старая, непригодная утварь, сваленная в кучу, преграждает дорогу к чердачной лестнице. Кошка сидит на перилах. Рваный платок, когда-то во время игры обмотанный вокруг столба, полощется на ветру. Кто встретит меня? Кто ждет за дверью кухни? Из трубы вьется дым, варится кофе к ужину. Родное ли все это для тебя, чувствуешь ли ты себя дома? Я не знаю, я в большой нерешительности. Это дом моего отца, но предметы стоят холодно и отдельно друг от друга, словно каждый из них занят своими собственными делами, о которых я то ли позабыл, то ли не знал никогда. Чем я могу им помочь, что я им, пусть я даже сын своего отца, старого фермера. И я не решаюсь постучать в дверь кухни, я только слушаю издалека, стоя слушаю издалека, чтобы меня не застали врасплох как подслушивающего. И поскольку я слушаю издалека, я ничего не могу услышать, слышу только слабый бой часов или мне кажется, что слышу, а он доносится ко мне из детских дней. Что происходит там, на кухне, это тайна сидящих там, которую они хранят от меня. Чем дольше ты медлишь перед дверью, тем все более чужим ты становишься. Что было бы, если кто-нибудь открыл сейчас дверь и спросил меня о чем-либо? Разве я тогда не был бы сам похож на того, кто хочет сохранить тайну?
Франц КАФКА


2. Вывод.

Комментариев нет:

Отправить комментарий