Лексическая норма


Лексическая норма
  1. Часто лексическая ошибка возникает из-за того, что многие слова (особенно заимствованные) являются для человека не понятными. Эти слова называются агнонимами.
  2. Необходимо учитывать многозначность слова (возле входа вы увидите разбитые клумбы).
  3. Употребление паронимов (эффектный-эффективный, удачный-удачливый)).
  4. Лексическая сочетаемость:
- противоречат друг другу по значению (большой микрорайон),
- по эмоциональной окраске (ужасно красивые туфли).
- не сочетаются по традиции (иметь роль, играть значение, причинить радость)
  1. Многословие: употребление слов, которые не несут новой информации. (В аудитории находилось 30 человек студентов).
  2. Проблема речевой недостаточности. (рабочие по выпечке хлеба и безалкогольных напитков.)
  3. Употребление фразеологизмов. 
  4. Фразеологизмы делятся на 3 вида: фразеологические сращения, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание.
ЗАДАНИЕ:
В сетях Интернет необходимо найти научную статью, прочитать ее и составить план для пересказа (определив использованный вид плана). Из статьи выбрать слова, являющиеся для вас агнонимами, выписать их и определить значение (как минимум 3 слова).
Выполнить практическую работу №3.

Практическая работа № 3
Лексическая норма
Цель работы: Речевое самосовершенствование, формирование навыков точного употребления слов с учётом их значение и контекста.
Задачи: 1. Развитие способности анализировать речь с точки зрения соблюдения лексической нормы.
2. Расширение представлений студентов о лексическом значении слов
3. Обучение правильному и рациональному пользованию толковым и другими словарями и справочниками
Оборудование: 1. Толковый словарь русского языка. 2.Словарь иностранных слов. 3.Раздаточный материал "Речевые ошибки"
Краткая теория: Лексическая норма-это:
1. Правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме.
2. Употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке.
3. Уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях.
Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и её правильности.
Ход работы:
1.Выполни задания.
1.1 Определите различия в значении слов.
Грант, дотация, пенсия, стипендия, субсидия, субвенция.
1.2 Составьте словосочетания со следующими паронимами.
Удачный-удачливый, понятный-понятливый, соседский-соседний, хозяйский-хозяйственный, обидный-обидчивый, тяготится-тяготеет, бережный-бережливый.
1.3 Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чём заключаются ошибки.
1. Новое вещество является естественным, так как оно создано из смолы камфарного дерева.
2. В этом отделе находятся научные монографии по физике, математике, юриспруденции.
3. Как только актёр появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис.
4. Членов правительства нельзя будет призывать к уголовной ответственности.
5. В XII веке общая культура народа Руси находилась на высокой степени развития.
6. На собрании присутствовали все пайщики паевого общества.
7. Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить.
8. Ожидается очень грандиозная акция.
9. Все дети страшно обрадовались.
10. Обывателей и страстно интересующихся в салоне дефилировало предостаточно.

2. Сделайте вывод.

Комментариев нет:

Отправить комментарий