Качества речи


Качества хорошей речи 

          Хорошая речь должна быть: правильная (созданная по всем правилам), понятная (все элементы речи должны быть понятны либо расшифрованы), логичная (речь структурно организована), выразительная (использованы средства выразительности), богатая (разнообразные речевые обороты, без повторов), доступная (речь доступна по социальным, возрастным, гендерным и др. признакам), уместная (в определенной ситуации), чистая (без слов-«паразитов», слов-«сорняков», точная (соответствующая описанию в толковом словаре).


Задание: Написать сочинение-рассуждение на любую проблемную тему.
Практическая работа №1
Качества хорошей речи
Цель: Формирование таких качеств речи, как правильность, чистота, точность, богатство и выразительность.
Задачи: 1.Повышение коммуникативной культуры студентов.
2.развитие у студентов лингвистического вкуса, чутья.3.Совершенствование умения анализировать речь с точки зрения
ее правильности, уместности, точности, выразительности и т.д.
Оборудование: 1.Толковый словарь русского языка
2.Раздаточный материал «Основные качества речи»
Краткая теория:
Культура речи - совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся:
Точность - умение точно и ясно мыслить, знать предмет речи и законы русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления. Понятность - отсутствие в речи слов, ограниченных в употребление (профессиональных, диалектных, жаргонных и т.д.)
Чистота - отсутствие в ней лишних слов, слов-«паразитов»
Богатство - использование максимального арсенала средств воздействия (афоризмов, цитат, пословиц и т.д.)
Логичность- построение речи в соответствии с законами логики
Правильность-соответствие речи языковым нормам (орфографической, лексической, морфологической, орфографической, пунктуационной)
Ход работы
1. Выполни задания:

1.1 Исправьте предложения так, чтобы они не были двусмысленными.
  1. Играя, он забывал об очках
  2. Сегодня утром разбитую вазу склеят .
  3. Нами выполнены обязательства по производству птичьего мяса и молока.
  4. Мальчика послали за гранатами.
  5. После ухода мастера в цех принесли пакет
1.2 Напишите предложения с приведёнными ниже словами , пояснив каждое из них.
Лимитировать, игнорировать, экипировка, эфемерный, фамильярный, филигранный

1.3 Распределите приведённые ниже синонимы, учитывая их стилистическую окраску в тир столбика
таблицы
книжнаянейтральнаяразговорная






Много, множество, уйма, смелый, лихой, неустрашимый, впрямь, воистину, действительно, шествовать, идти, плестись, упрямиться, упираться, упорствовать, учить, штудировать, зубрить.
1.4 Распределите приведённые ниже глаголы по группам, учитывая их значения:
1) Двигаться медленно, с трудом; 2) Ходить взад-перед; 3) ходить без цели; 4) ходить с целью отдыха; 5) Ходить в незнакомом месте; 6) Совершить действие быстрое, стремительное.
Броситься, кинуться, ползти, слоняться, мотаться, гулять, прохаживаться, брести, тащиться, метнуться, рыскать, шастать, толкаться, бродить, путешествовать, рвануться, размяться, проветриться, шататься, шляться, шнырять, плестись.
1.5 Выявите в следующих предложениях нарушение точности речи, чистоты речи. Объясните ошибки.
    1. Призывник был слишком хлипкий, и комиссия не пропустила дохляка.
    2. Художник написал репродукцию картины.
    3. Мама, ты апробировала борщ? Он совсем без соли.
    4. У меня прогрессивная близорукость: зрение падает с каждым годом.
    5. Жарким летом всем охота купаться.
2. Сделайте вывод.

Комментариев нет:

Отправить комментарий