Синтаксическая норма


Синтаксическая норма
  1. Употребление предлогов.
         Предлог по употребляется с существительными в дательном падеже. (Скучать по комупо нему итд., по васпо нас сохраняют старую форму предложного падежа. Форма по вам, по нам считается не нормативной.
Предлоги в, на употребляются, если речь идет о пребывании в каком-либо месте или движение в определенное место. ( В деревне, в саду, на стул, на дерево). С названиями географических мест ( деревень, краев, городов) употребляется предлог в — в Воронеже..., с названиями островов используется предлог на — на Бали.
Если же речь идет о горных массивах, то предлог на используется с существительными единственного числа, а в — множественного числа. (На Эльбрусе, в Альпах)
  1. Однородные члены, имеющие общее зависимое слово, но требующие разного управления, необходимо разбивать, употребляя местоимение (сбор, обмен информации – Сбор информации и обмен ею).
  2. При подлежащем, выраженном собирательным существительным (большинство, число, часть, ряд) и собирательными числительными (пятеро, четверо), сказуемое употребляется во множественном числе, если действие было активным и осознанным (часть депутатов проголосовали), и в единственном числе, если действие пассивное (большинство лампочек перегорело).
  3. При существительных мужского рода, называющих женщин по профессии, определение ставится в мужском роде, а сказуемое - в женском. (Опытный повар обработала помещение)
  4. Употребление деепричастий. Деепричастие всегда обозначает действие (второстепенное и предварительное) того же лица, которое выполняет главное действие. (Ничуть не смутившись, она быстро прошла мимо изумленной публики).
ЗАДАНИЕ:
Ознакомиться с теоретическим материалом. Составить таблицу: Знаки препинания в сложном предложении. Составить диалог на любую тему.
Выполнить практическую работу №5.


Практическая работа №5
Синтаксическая норма
Цель работы: отработать умения строить предложения и словосочетания в соответствии с синтаксической нормой.
Задачи: 1. Формирование и развитие способности фиксировать внимание на синтаксических особенностях звучащей речи, а также анализировать её с точки зрения соблюдения синтаксической нормы.
  1. Языковое самообразование речевое самосовершенствование студентов.
    Оборудование: 1. Словарь управления слов в русском языке.
2. Толковый словарь русского языка.
  1. Раздаточный материал «Синтаксическая норма»
    Ход работы
1. Выполнить задания:
1.1. Выпишите предложения с неверным порядком слов. Исправьте предложения
  1. Облака надвигались друг на друга.
  2. Ведь только такой человек может видеть и понимать природу как Левитан.
  3. Он очень выразительно читает стихи.
  4. Наставник не всегда с учеником беседует а это необходимо.
  5. В последнее время появилось много новых аббревиатур.
1.2. Согласуйте подлежащее и сказуемое. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.
1. Большинство студентов нашей группы успешно (защитило защитили) курсовой проект.
2. Несколько всадников (показалось показались) на другом берегу.
3. Лев с барсом (вел вели) предолгую войну.
4. Музей - квартира Булгакова (приобрел приобрела) его личные вещи.
5. Команда «Сконто» значительно (обновило обновила) состав нападающих.
    1.3. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях
1. Нужно проявлять большую заботу к детям.
2. Сережа бросился в постель уткнувшись подушкой.
3. Эти факты говорят за то что школьники совсем перестали читать.
4. На лыжном кроссе участвовал весь класс.
5. Писатель ярко показал о тех качествах которые не украшают человека.
1.4. Выпишите предложения в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Исправьте предложения.
  1. Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал рассказ.
  2. Оказавшись на побережье, мы собрали ракушки.
  3. Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл.
  4. Улыбаясь, малыш быстро шел по улице.
  5. Войдя в троллейбус и немного проехав, в него вошли контролеры.
    1.5. Найдите ошибки объясните их. Исправьте предложения
1. По окончанию школы я могу идти на второй курс института.
2. Ряд рижских школ точно будут бастовать.
3. Потерпевшего Юрия соседи утверждают что около полудня в квартире был слышен шум.
4. Беседа с заведующим финансового отдела прошла безрезультативно.
    5. Начав писать в это время в его первых стихах четко выражены мотивы протеста и тоски.
    2. Сделайте вывод



Комментариев нет:

Отправить комментарий