Морфологическая норма


Морфологическая норма
  1. Род некоторых существительных нужно запомнить (кроссовка - ж.р., туфля - ж.р.).
  2. Некоторые существительные могут относиться и к мужскому и женскому роду – существительные общего рода ( молодец, соня, ябеда, умница).
  3. Несклоняемые существительные, которые обозначают животных, относятся к мужскому роду (яркий какаду); исключения: иваси, цеце, колибри- ж.р.
  4. Несклоняемые существительные, которые обозначают предметы, относятся чаще всего к среднему роду (пальто, такси) искл: сулугуни (сыр), пенальти –м.р.; кольраби, салями, авеню – ж.р.
  5. Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, средства массовой информации, определяется по опорному понятию.
  6. Существительные, образованные с помощью сложения двух слов, род определяется по слову, имеющему более широкое значение (кресло-кровать – ср.р.).
  7. Род аббревиатур определяется по ключевому слову (АЭС –ж.р. ЕТЭТ – м.р.).
  8. При наличии вариантов в форме множественного числа мужского рода окончания – -а-я имеет стилистически сниженную окраску (бухгалтера), поэтому во многих словах предпочитается форма –и –ы (договоры), но и нормой стали некоторые слова с окончанием – а –я, например, директора, паспорта.
  1. В родительном падеже множественного числа существительные мужского рода имеют окончания –ОВ –ЕВ (носков, узбеков) , женского и среднего рода – нулевое окончание (кочерёг)
Исключения: 1. Названия парных предметов одежды и обуви (сапог, ботинок, чулок, валенок); 2. Названия некоторых групп людей (армян, солдат, грузин, башкир); 3. Названия некоторых единиц измерения (Ампер, Ватт).
  1. Сравнительная и превосходная степени прилагательных образуются двумя способами: 1) с помощью суффиксов или суффиксов с приставкой (красивый — красивее — красивейший) или (быстрее — побыстрее — наибыстрейший); 2) с помощью слов более, менее, наиболее, самый (более красивый, самый умный). Недопустимо использование этих двух способов одновременно. Частая ошибка более быстрее
  2. Местоимения обе – ж.р.; оба –м.р.
муж., ср. р. жен. р.
И.п. оба обе
Р.д. обоих обеих
Д.п. обоим обеим
В.п. обоих обеих
Т.п. обоими обеими
П.п. (об) обоих (об) обеих
основа обо- (обоих игроков) основа обе- (обеим командам)

  1. Глаголы и их формы. Корень -класть употребляется в глаголах несовершенного вида (не клади на стол). Корень -лож- употребляется в глаголах совершенного вида ( куда ты положил?)
бегать — беги
жечь — жжет
идти — идем (те)
лечь — ляг
махать — машу, машешь
мучить — мучу, мучишь
сыпать — сыплешь, сыплет.

ЗАДАНИЕ: 
Изучить теоретический материал, составить текст из слов-примеров 12 пунктов лекции, причем использовать необходимо в соответствующей форме, например, сапог в родительном падеже, множественного числа.
Выполнить практическую работу №4.

Практическая работа №4
 Морфологическая норма
 Цель работы: отработать навыки правильного образования слов разных частей речи.
Задачи: 1.Развитие способности анализировать речь с точки зрения соблюдения морфологической нормы; 2.Обучение правильному и рациональному пользованию словарями и справочниками. 3.Запоминание формированного произношения каждого конкретного слова.
Оборудование: 1.Справочные материалы; 2.Раздаточный материал «Морфологическая норма»
Краткая теория: Морфологическая норма требует правильного образования грамматических форм слов разных частей речи.
Ход работы:
1.Выполнить задания:
1.1. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами.
Рояль, фамилия, бра, мышь, картофель, кофе, рельс, тюль, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, депо, жюри.
1.2. Поставьте имена существительные в форму именительного падежа множественного числа. Запишите их в таблицу в соответствии с окончанием.
-а(-я)
-и(-ы)
Двойная норма



Бухгалтер, век, год, директор, договор, доктор, лектор, ордер, токарь, профессор, шофер, снег, сорт, суп, том, трактор, трюфель,  ветер, джемпер, диспетчер, клапан, рапорт, свитер, сектор, ястреб.
1.3. Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Запишите их в таблицу в соответствии с окончанием.
Ампер, апельсин, ботинок, валенок,  грамм, дупло, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадеб, свеча, туфля, яблоко, баклажан, блюдце, доля, дядя, полотенце, простыня, серьга, сплетня, солдат, цапля, сомнение, башкир, бурят, грузин, узбек,цыган, якут.
1.4. Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
  1. Столичные шофера гудели на свадьбе.
  2. Вы неглупая ,надежная, одарена внешностью.
  3. Промокнувший до нитки мальчик добежал наконец до дома.
  4. Я побежал к ней, но у нее ее не было. 
  5.  Многие ученики говорят, что новый учитель более добрее старого.


2.Сделайте вывод. Составьте для себя словарик слов, которые нужно запомнить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий