Практическая
работа № 9
Речевые
ошибки
Цель
работы: Речевое самосовершенствование,
формирование навыков точного употребления
слов с учётом их значение и контекста.
Задачи:
1. Развитие способности анализировать
речь с точки зрения соблюдения лексической
нормы.
2.
Расширение представлений студентов о
лексическом значении слов
3. Обучение
правильному и рациональному пользованию
толковым и другими словарями и
справочниками
Оборудование:
1. Толковый словарь русского языка.
2.Словарь иностранных слов. 3.Раздаточный
материал: "Речевые ошибки"
Ход
работы:
1.
Соотнесите правило и пример. Объясните
свой выбор, создав третью колонку в
таблице.
Правило
|
Пример
|
Употребление
слова в несвойственном ему значении
|
Мы
были шокированы прекрасной игрой
актеров.
|
Неоправданное
употребление диалектных и просторечных
слов
|
Таким
людям всегда удается объегорить
других.
|
Неудачное
употребление местоимений
|
У
меня сразу же возникла картина в своем
воображении.
|
Употребление
слов иной стилевой окраски; смешение
лексики разных эпох; неуместное
употребление канцелярита, экспрессивных,
эмоционально окрашенных слов, устаревшей
лексики, жаргонизмов, неуместное
употребление фразеологизмов
|
По
задумке автора, герой побеждает;
Молчалин
работает секретарем Фамусова;
В
романе А.С. Пушкина имеют место
лирические отступления;
Автор
то и дело прибегает к употреблению
метафор и олицетворений.
Если
бы я был там, то за такое отношение к
матери я бы этому кексу в грызло бы
дал;
Зощенко
палец в рот не клади, а дай только
посмешить читателя.
|
Неразличение
оттенков значения, вносимых в слово
приставкой и суффиксом
|
В
таких случаях я взглядываю в словарь.
|
Неразличение
паронимов, синонимичных слов; ошибки
в употреблении антонимов при построении
антитезы; разрушение образного значения
фразеологизма в неудачно организованном
контексте
|
Были
приняты эффектные меры;
Имя
этого поэта знакомо во многих странах;
В
третьей части текста не веселый, но и
не мажорный мотив заставляет нас
задуматься;
грампластинка
не сказала еще своего последнего
слова.
|
Нарушение
лексической сочетаемости
|
Автор
использует художественные особенности.
|
Употребление
лишних слов, в том числе плеоназм
|
Молодой
юноша
|
Употребление
рядом или близко однокоренных слов
(тавтология)
|
В
этом рассказе рассказывается о реальных
событиях.
|
Неоправданное
повторение слова
|
Герой
рассказа не задумывается над своим
поступком. Герой даже не понимает всей
глубины содеянного им.
|
Бедность
и однообразие синтаксических конструкций
|
Когда
писатель пришел в редакцию, его принял
главный редактор. Когда они поговорили,
писатель отправился в гостиницу.
|
Употребление
лишних слов, лексическая избыточность
|
Тогда
о том, чтобы вы могли улыбнуться, об
этом позаботится книжный наш магазин.
|
2. Сделайте вывод.
Комментариев нет:
Отправить комментарий