Морфологическая
норма
- Род некоторых существительных нужно запомнить (кроссовка - ж.р., туфля - ж.р.).
- Некоторые существительные могут относиться и к мужскому и женскому роду – существительные общего рода ( молодец, соня, ябеда, умница).
- Несклоняемые существительные, которые обозначают животных, относятся к мужскому роду (яркий какаду); исключения: иваси, цеце, колибри- ж.р.
- Несклоняемые существительные, которые обозначают предметы, относятся чаще всего к среднему роду (пальто, такси) искл: сулугуни (сыр), пенальти –м.р.; кольраби, салями, авеню – ж.р.
- Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, средства массовой информации, определяется по опорному понятию.
- Существительные, образованные с помощью сложения двух слов, род определяется по слову, имеющему более широкое значение (кресло-кровать – ср.р.).
- Род аббревиатур определяется по ключевому слову (АЭС –ж.р. ЕТЭТ – м.р.).
- При наличии вариантов в форме множественного числа мужского рода окончания – -а-я имеет стилистически сниженную окраску (бухгалтера), поэтому во многих словах предпочитается форма –и –ы (договоры), но и нормой стали некоторые слова с окончанием – а –я, например, директора, паспорта.
- В родительном падеже множественного числа существительные мужского рода имеют окончания –ОВ –ЕВ (носков, узбеков) , женского и среднего рода – нулевое окончание (кочерёг)
Исключения:
1. Названия парных предметов одежды и
обуви (сапог, ботинок, чулок, валенок);
2. Названия некоторых групп людей (армян,
солдат, грузин, башкир); 3. Названия
некоторых единиц измерения (Ампер,
Ватт).
- Сравнительная и превосходная степени прилагательных образуются двумя способами: 1) с помощью суффиксов или суффиксов с приставкой (красивый — красивее — красивейший) или (быстрее — побыстрее — наибыстрейший); 2) с помощью слов более, менее, наиболее, самый (более красивый, самый умный). Недопустимо использование этих двух способов одновременно. Частая ошибка более быстрее
- Местоимения обе – ж.р.; оба –м.р.
муж.,
ср. р. жен. р.
И.п.
оба обе
Р.д.
обоих обеих
Д.п.
обоим обеим
В.п.
обоих обеих
Т.п.
обоими обеими
П.п.
(об) обоих (об) обеих
основа
обо- (обоих игроков) основа обе- (обеим
командам)
- Глаголы и их формы. Корень -класть употребляется в глаголах несовершенного вида (не клади на стол). Корень -лож- употребляется в глаголах совершенного вида ( куда ты положил?)
бегать
— беги
жечь
— жжет
идти
— идем (те)
лечь
— ляг
махать
— машу, машешь
мучить
— мучу, мучишь
сыпать
— сыплешь, сыплет.
ЗАДАНИЕ:
Изучить теоретический материал, составить текст из слов-примеров 12 пунктов лекции, причем использовать необходимо в соответствующей форме, например, сапог в родительном падеже, множественного числа.
Выполнить практическую работу №4.
Выполнить практическую работу №4.
Практическая работа №4
Морфологическая норма
Цель работы: отработать навыки правильного образования слов разных частей речи.
Задачи: 1.Развитие способности анализировать речь с точки зрения соблюдения морфологической нормы; 2.Обучение правильному и рациональному пользованию словарями и справочниками. 3.Запоминание формированного произношения каждого конкретного слова.
Оборудование: 1.Справочные материалы; 2.Раздаточный материал «Морфологическая норма»
Краткая теория: Морфологическая норма требует правильного образования грамматических форм слов разных частей речи.
Ход работы:
1.Выполнить задания:
1.1. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами.
Рояль, фамилия, бра, мышь, картофель, кофе, рельс, тюль, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, депо, жюри.
1.2. Поставьте имена существительные в форму именительного падежа множественного числа. Запишите их в таблицу в соответствии с окончанием.
-а(-я)
|
-и(-ы)
|
Двойная норма
|
Бухгалтер, век, год, директор, договор, доктор, лектор, ордер, токарь, профессор, шофер, снег, сорт, суп, том, трактор, трюфель, ветер, джемпер, диспетчер, клапан, рапорт, свитер, сектор, ястреб.
1.3. Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Запишите их в таблицу в соответствии с окончанием.
Ампер, апельсин, ботинок, валенок, грамм, дупло, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадеб, свеча, туфля, яблоко, баклажан, блюдце, доля, дядя, полотенце, простыня, серьга, сплетня, солдат, цапля, сомнение, башкир, бурят, грузин, узбек,цыган, якут.
1.4. Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
- Столичные шофера гудели на свадьбе.
- Вы неглупая ,надежная, одарена внешностью.
- Промокнувший до нитки мальчик добежал наконец до дома.
- Я побежал к ней, но у нее ее не было.
- Многие ученики говорят, что новый учитель более добрее старого.
2.Сделайте вывод. Составьте для себя словарик слов, которые нужно запомнить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий